+7 (495) 142-13-30

Проектное финансирование для малого и среднего бизнеса

Проектное финансирование для малого и среднего бизнеса

Центробанку предложили шесть новых схем финансирования бизнеса. Предприниматели обсудили их на встрече с главой регулятора Эльвирой Набиуллиной. Доступ малого и среднего бизнеса к денежным средствам предлагают облегчить с помощью моделей проектного финансирования и поддержки лизинга. Профессор института МИРБИС Владимир Уколов обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Светланой Токаревой.

— Как вы относитесь к инициативе бизнеса?

— Инициатива хорошая, потому что действительно ситуация достаточно сильно напряглась. Если говорить о статистике, то малому и среднему бизнесу выделено на 1 трлн руб. меньше, чем в прошлом году. Это хотя не критично, но очень важно. Потому что практически четвертая часть населения нашей страны работает в сфере малого и среднего бизнеса. Если происходят какие-то сбои, то это приводит, конечно, к обнищанию населения.

Можно сказать, ссылаясь на информацию в голове, что 22 млн человек находятся за чертой бедности. Поэтому идеи эти очень правильные. Но нужно понять четко в механизмах, как они будут использоваться, какую они принесут пользу предпринимателям, насколько это все будет доступно. Потому что если говорить, например, о специализированных обществах проектного финансирования, то, конечно, закон позволяет такие общества использовать, и они могут принести большую пользу.

Но в то же время проектное финансирование рассчитано на то, что эти общества будут привлекать не банковские кредитные ресурсы, насколько это возможно. Они рассчитаны на то, что должен быть какой-то приличный залог, с точки зрения недвижимости. Как рассчитаться с ними, например, после продажи недвижимости. То есть требуется конкретная практика использования этих механизмов для бизнеса, и реакция бизнеса на то, насколько они удобны или неудобны.

То, что касается, например, пакетных облигаций и проектных облигаций, то это интересная идея, потому что в настоящее время только крупные, допустим, компании могут выпускать такие облигации. Что касается малого и среднего бизнеса, то им интересно в целом проектное финансирование. Ибо это связано с конкретным получением какой-то работы на более ликвидных проектах. Они не обязательно должны быть краткосрочными, но лучше, чтобы были долгосрочными, чтобы бизнес мог положить свои усилия надолго и в итоге получить приличную выгоду. Обычно банки на долгосрочное финансирование стараются идти меньше, поскольку там значительная часть рисков возникает.

— Владимир Федорович, какие проблемы могут возникнуть на пути реализации этих схем?

— Я думаю, что правовых проблем здесь никаких не возникает, поскольку все достаточно отрегулировано в законодательстве. Но могут возникать проблемы, связанные с исполнением бизнесом взятых на себя обязательств по возврату кредитных ресурсов, поскольку залога у малого и среднего бизнеса как такового практически нет, иначе они кредиты не берут, и банки все-таки будут первоначально очень осторожно относиться к финансированию бизнеса.

Но если бизнес будет исполнять свои обязательства, эти обязательства для него будут реальными, то трудностей здесь никаких не возникнет, на мой взгляд. Еще я думаю, что немножко недостаточно квалификации самих бизнесменов для того, чтобы входить в такие проекты, нужно понимать технологии и механизмы отношений с банками, и какова ответственность, и какие регуляторы со стороны государства по отношению к бизнесу, если он не выполняет свои обязательства. То есть немножко надо бы повысить свою квалификацию, если эти две проблемы будут решены: возможность возврата и понимание малым бизнесом этих механизмов и их использование, то существенных рисков здесь не возникнет, на мой взгляд.

— Но в целом Центробанк заинтересован в подобном взаимодействии с бизнесом?

— Конечно, заинтересован, потому что Центробанку тоже нужно вкладывать эффективно свои средства, и экономика должна развиваться, и не должна доминировать инфляция, поэтому должны выпускаться реальные востребованные в обществе товары, они должны продаваться, приносить доходы, и те доходы, которые получает бизнес, он их будет вкладывать в развитие новых производств. Таким образом будет происходить какое-то экономическое развитие.

— Сколько времени понадобится на внедрение этих схем в реальность?

— Это можно сделать будет очень быстро, потому что все регуляторы для этого существуют, все зависит от расторопности чиновников, которые будут принимать эти решения. Можно это сделать в течение, скажем, одного-двух месяцев, это вполне реальные сроки.

— Но чиновники наши расторопностью не отличаются, вам не кажется?

— Видимо, должна какая-то быть у них новая мотивация, связанная с тем, чтобы они были заинтересованы в развитии малого бизнеса. С одной стороны, требовательность должна к ним повыситься за конкретные дела. Но с другой стороны, какие-то должны появиться новые мотивы, если проект будет успешен, и они при этом вкладывали какие-то свои инновационные идеи.

Персона
Юрий Савелов
Юрий Савелов
«Как показывает практика, выход на уплату налогов идет только на третий-четвертый год. Если дать каникулы, у предпринимателей быстрее получится встать на ноги, потому что все деньги пойдут на развитие бизнеса»